Кузбасская региональная организация Профессионального союза
работников народного образования и науки Российской Федерации

Москва зажигает звёзды

С 28 по 31 октября 2015 года в Москве в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проходил Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский. Мероприятие проходило по инициативе и финансовой поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России), а также при поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Исполнителем мероприятия является ООО «ПРО100МЕДИА».
В мастер-классе приняли участие призеры конкурсов учителей родных языков, включая русский, проводимых в субъектах Российской Федерации, победители национального проекта «Образование» за последние три года.


Конкурс проводился в два этапа, были присланы 182 заявки из 43 субъектов РФ. На заочный этап необходимо было представить аналитическую справку о педагогических достижениях, эссе на тему «Мои методические находки» и методические разработки уроков, направленные на формирование языковой культуры, патриотизма, гражданской идентичности.
В финал вышли 43 участника. 40 финалистов и 35 слушателей были приглашены для участия в очном туре.
Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский, направлен на распространение инновационного опыта преподавания языков народов России, в том числе русского языка и повышение престижа профессии учителя.
Среди 40 финалистов посчастливилось выступить Бабенко Любови Петровне, члену нашего Профсоюза, учителю русского языка и литературы МБОУ «Шевелёвская СОШ» Крапивинского района Кемеровской области.
На очный этап конкурса необходимо было представить визитную карточку, включающую приветствие участникам мастер-класса, презентацию на тему «Мой регион, моя школа, моя профессиональная деятельность» и показ «На подиуме – национальный костюм». Украшением мероприятия стали национальные костюмы конкурсантов.
Кузнецкий край Любовь Петровна Бабенко представила в русском народном костюме, который был сшит учительницей собственными руками специально для мастер-класса. В костюме нашли отражение элементы культуры и традиций народов Кузбасса.
Во время представления костюма Любовь Петровна рассказала о том, что с особым удовольствием руководит детским театром моды «БЛиК» (по совместительству). Моделирует и создаёт необычные наряды, в том числе национальные, учит этому своих воспитанниц. Они являются дипломантами международных и региональных конкурсов. Её труд отмечен Благодарственными письмами Международного фонда поддержки и развития детского творчества «Планета Талантов» за плодотворную работу и сохранение национальных культур.
Мастер-класс позволил педагогам из самых разных регионов и областей России обменяться опытом, представить культуру своего народа. Участники, вышедшие в финал, представили на суд жюри фрагмент урока и методические комментарии к нему.
К мастер-классу учителем был подготовлен видеоролик урока русского языка в 8 классе «Русский язык в современном обществе», который демонстрировал использование технологии развития критического мышления школьников при изучении основ русского языка.
Интегрированный урок – исследование был построен на основе культурологической составляющей содержания обучения, направлен на осмысление текстов русской классики. Основу урока составила базовая модель: «вызов - осмысление содержания — размышление».
Главным ориентиром на таких уроках является развитие языкового и творческого потенциала обучающихся, формирование умения ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными приёмами чтения и письма. Уроки стали ориентированы на ученика. Ребята учатся размышлять, умеют аргументировать свои мысли.
После просмотра фрагмента урока на суд жюри был представлен методический комментарий, в процессе которого рассматривались особенности применения метода осмысленного чтения, авторских приемов «Открытый вопрос», «Обратный синквейн», «Свободный микрофон». В своём комментарии Любовь Петровна отметила, что создаёт ситуации, когда интересно учить и интересно учиться. Каждый подросток для неё – личность, поэтому продумывает свои уроки, чтобы каждый ученик был успешен, чтобы каждый урок стал шагом к познанию мира русского языка и литературы.
К работе были привлечены все присутствующие в зале. Группа рукодельниц создала русский национальный головной убор в виде повязки с визуальным рядом- орнаментом; группа лингвистов анализировала фрагмент текста из писем А.И.Куприна «О роли русского языка…», конкурсанты приводили примеры пословиц о значении языка для народа на чувашском, мордовском, татарском, удмуртском языках; группа философов составила синквейн на тему «Родной язык». Самые активные участники получили «сертификаты» в виде буклета на приобретение опыта по применению технологии РКМЧП при обучении родному языку.
На следующем этапе испытаний необходимо было представить жюри стенд с собственными методическими пособиями, научно-методическими разработками, рецензиями, публикациями, авторскими программами, творческими работами по развитию речи, материалами воспитательной работы, научно-исследовательскими работами обучающихся по языкознанию.
Любовь Петровна рассказала об особенностях своих методических находок, обусловленных задачами современного российского образования. Приоритетным в практике учителя является языковое, интеллектуальное, нравственное воспитание, развитие навыков поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Организация учебного процесса строится на творческом применении методических новинок и идей, направленных на создание условий для формирования лингвистических, литературоведческих, коммуникативных и культурологических компетенций посредством применения приёмов развития критического мышления, способствующих повышению качества образования и раскрытию внутренних ресурсов обучающихся.
Завершающим испытанием стало участие в работе круглого стола. Любовь Петровна в своем выступлении затронула вопросы, связанные с языковой политикой. Она считает, что «язык является одной из форм проявления национального и личностного самосознания, поэтому предмету «русский язык» должно быть отведено ведущее место в системе школьных дисциплин. Язык – национальное богатство России, он отражает историю народа, передаёт его традиции, способствует выбору нравственных ориентиров.
Основой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека. Сегодня особенно важно прививать любовь к русскому языку, знание которого должно способствовать формированию в юных душах национальной гордости, патриотизма, толерантного уважения к языку и культуре других народов.
Государство, в котором сохраняется уважение к родному языку, к культурным ценностям, к памяти предков, может решать масштабно национальные задачи. Одной из них является укрепление единства его народов, обеспечение их самобытного развития...».
В своем выступлении педагог подчеркнула, что на уроках русского языка и литературы необходимо не только научить детей грамотно говорить и писать, но и помочь почувствовать красоту языка. Она призвала учителей донести до детских душ то сокровенное, что таит в себе богатство русского слова, сохранить красоту и чистоту русского языка и научить этому своих учеников.
В итоге Любовь Петровна Бабенко стала победителем в номинации «Учитель учителей», награждена медалью и Дипломом победителя «Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский, языков».
Кредо учителя: «Растить детей и расти вместе с ними, дарить им свою любовь, свои надежды, творчество и верить в их будущее. Расти и учиться любить жизнь, свою землю и свой язык».

Азарова Н.В. – председатель Крапивинской районной профсоюзной организации.  

смотри фото

 

Полезные ссылки:

Вы находитесь здесь:

Пользователь: