Кемеровская областная организация
Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Письмо ЦС от 28.12.2017г. №604 о правомерности применения положения ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Уважаемые коллеги!

В адрес Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации поступают обращения от членов Профсоюза по вопросу правомерности применения положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении руководителей образовательных организаций (в том числе их заместителей, руководителей структурных подразделений) и членов их семей – педагогических работников, работающих в одной организации.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании в РФ), в статье 1 которого установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является автономия образовательных организаций (статья 3 Закона об образовании в РФ).

Правовой статус руководителя образовательной организации определен в статье 51 Закона об образовании в РФ. Согласно части 6 статьи 51 Закона об образовании в РФ права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации. Одновременно, в статьях 26, 28 Закона об образовании в РФ установлено, что разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров и распределение должностных обязанностей отнесено к компетенции образовательной организации, в лице ее единоличного исполнительного органа – руководителя, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Закона об образовании в РФ педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Часть 3 статьи 51 Закона об образовании содержит ограничение на занятие должности руководителя образовательной организации, которое состоит в запрете занимать указанную должность лицам, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством (ст. 331, 331.1 ТК РФ).

Положения статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) накладывают также ограничения на занятие трудовой деятельностью на иных работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Данные ограничения установлены для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Иных ограничений на занятие педагогической и иной деятельности с участием несовершеннолетних законодательство РФ не содержит.

В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ряде статей (например, статьи 7.1, 12.2, 12.4 и др.) определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. Это лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы.

Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе статус государственного служащего и ограничения, связанные с гражданской службой, определяются Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», главой 3Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Одновременно, статус муниципального служащего и соответствующие ограничения определены главой 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Следует учитывать, что в вышеназванных федеральных законах, в части запретов, связанных с прохождением государственной или муниципальной службы, государственная служба и муниципальная служба противопоставляются иной оплачиваемой деятельности, в том числе преподавательской и научной.
Таким образом, руководитель образовательной организации и иные педагогические работники не имеют отношения к государственной гражданской службе или муниципальной службе и не являются государственными и муниципальными служащими.

Статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет понятие конфликта интересов, по которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно пункту 33 статьи 2 Закона об образовании в РФ конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Необходимо учитывать, что Трудовым Кодексом Российской Федерации обязанность сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, установлена только для работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний (статья 349.1 ТК РФ).

Из вышеизложенного следует, что действие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не должно распространяться на педагогических работников, в том числе руководителей образовательных организаций и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений образовательных организаций, деятельность которых и правовой статус регулируется законодательством об образовании.


Дополнительно сообщаем, что приказ Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1070 , которым утвержден перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобрнауки России, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, касается обязательности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и не распространяется на педагогических работников.

Приветственное слово

Уважаемые друзья, коллеги!

 

Кирюшин Н.А.

Я от всей души приветствую Вас на сайте Кемеровской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Наш Профсоюз, один из крупнейших отраслевых Профсоюзов России, имеющий богатую историю. Кемеровская областная организация является одной из наиболее крупных организаций среди отраслевых профсоюзных организаций Кузбасса.

Читать далее.

 

Полезные ссылки: